Исследование опубликовали 11 октября в журнале Американского химического общества. Его авторы предполагают, что знаменитый итальянский мастер эпохи Возрождения во время работы над «Моной Лизой» находился в поиске новых художественных способов. Следовательно, картина написана экспериментальным методом. В исследовании также приняли участие Европейская лаборатория синхротронного излучения ESRF, музей Лувра и Министерство культуры Франции.
«В данном случае интересно увидеть, что действительно существует определенная техника нанесения первого слоя «Моны Лизы», — сказал ведущий автор исследования и химик из исследовательского центра Франции Виктор Гонсалес в интервью Associated Press.
Как обнаружила группа ученых и искусствоведов из Франции и Великобритании, рецепт масляной краски, которой обрабатывал да Винчи деревянную основу для картины, отличался от дальнейших слоев «Моны Лизы».
Многие картины начала 1500-х годов, включая «Мону Лизу», были написаны на деревянных досках, которые требовали укладки толстого грунтового слоя перед началом работы над будущим произведением искусства. Ученые обнаружили, что, в то время как другие художники обычно использовали гипс, да Винчи экспериментировал.
Как стало понятно, первый слой имеет свою отличительную химическую подпись. Как подчеркивается в исследовании, художник «оставил мало подсказок о материалах, используемых в его картине».
«Он любил экспериментировать, и каждая из его картин технически совершенно разная», — рассказал Виктор Гонсалес. Ученый изучил химический состав десятков произведений Леонардо да Винчи, Рембрандта и других художников.
Как уже сказано выше, первый слой имеет свой химический состав. В частности, ученые обнаружили в нем редкое соединение — плюмбонакрит. Это открытие, по словам Гонсалеса, впервые подтвердило гипотезу историков искусств. Они предполагали ранее, что Леонардо использовал порошок оксида свинца, чтобы загустить и помочь высохнуть краске, когда он начал работать над портретом, который сейчас виден через защитное стекло в Лувр в Париже.
Плюмбонакрит использовался и другими живописцами. Например, голландский художник Рембрандт в 17-м веке: Гонсалес и другие исследователи ранее также находили плюмбонакрит в его работах.
«Плюмбонакрит действительно является тайным ингредиентом его рецепта. Это первый раз, когда мы можем химически подтвердить это. Также это открытие говорит нам о том, что рецепты передавались на протяжении веков. Это был очень хороший рецепт» — отмечает Гонсалес.
Считается, что этот редкий минерал является ключом к секрету долгостойкости краски. Сейчас его используют при покраске автомобилей для закрепления красных и оранжевых оттенков.
Как думают ученые, рецепт да Винчи был таков: он растворил порошок оксида свинца оранжевого цвета в льняном или ореховом масле и нагрел смесь, чтобы получилась более густая и быстросохнущая краска.
«Вы получите масло очень приятного золотистого цвета. Оно больше похоже на мед», — прокомментировал Гонсалес это открытие.
Специалист по итальянскому искусству и куратор нью-йоркского Метрополитен-музея Кармен Бамбах назвала исследование «очень интересным» и заявила, что любое научно подтвержденное новое понимание техники живописи Леонардо да Винчи является «чрезвычайно важной новостью для мира искусства и нашего более широкого, глобального общества». Также эксперт назвала обнаружение плюмбонакрита в «Моне Лизе» свидетельством «о духе страстного и постоянного экспериментирования Леонардо как художника – это то, что делает его вечным и современным».
Изучая фрагмент, ученые досконально проверили его атомную структуру. Для этого они использовали рентгеновские лучи в синхротроне – машине, которая разгоняет частицы до скорости света и похожая на гигантский микроскоп в Гренобле. В лаборатории они также применили инфракрасный анализ, по данным El País.
Такой принцип разбора атомов позволяет разгадать химический состав любого пятнышка: «Микрообразец из грунтового слоя Мона Лизы да Винчи был проанализирован с помощью синхротронной рентгеновской дифракции с высоким угловым разрешением и инфракрасной спектроскопией с преобразованием Фурье», – объяснили они в статье.
Как отмечает The US Sun, образец, взятый для этого эксперимента, не испортит картину. Он был настолько мал – не шире человеческого волоса. Исследователи аккуратно взяли образец из верхнего правого угла картины, и увидеть невооруженным глазом такое невозможно.
«Мы столкнулись с дополнительной проблемой, заключающейся в том, что существует очень мало научного анализа «Моны Лизы» и картин да Винчи в целом, поэтому было трудно сравнить наши результаты с предыдущими исследованиями», — объясняет ученый ESRF и соавтор публикации Марин Котт.
Это только один из секретов «Моны Лиза», загадочной женщины, которую в Лувре называют портретом жены флорентийского торговца шелком Лизы Герардини. Но исследователи обращают свое внимание не только на «Мону Лизу», но и на другие работы Леонардо да Винчи, которые хранят еще и другие тайны: «Конечно, есть еще много, много чего, что можно открыть. Мы едва касаемся поверхности. То, что мы говорим, — это всего лишь еще один кирпичик знаний», — отметил Гонсалес.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение