Ученые из Принстонского университета обнаружили, что нематоды, которые кормятся на колониях бактерий, умеют увеличивать их популяцию, выращивая таким образом еще больше корма.
Американские биологи исследовали динамику изменения численности хищника и жертвы и поставили эксперимент, в котором хищниками были круглые черви, нематоды Caenorhabditis elegans, обычный модельный организм, а жертвой — другой модельный организм, кишечная палочка Escherichia coli.
Ученые создали подобие экосистемы в чашках Петри, поселив на агаровой питательной среде кишечную палочку, которой, в свою очередь, питались черви. Ученые обратили внимание, что нематоды не просто едят бактерий, но и распространяют их двумя способами. Во-первых, бактерии не полностью перевариваются в кишечнике червей и, покинув организм нематоды естественным путем, дают начало новой колонии. Во-вторых, и это оказалось самым важным, бактерии прилипают к коже червя и, проехав какое-то расстояние на хищнике, отваливаются, прилипнув к агару. Впоследствии они тоже образуют новые колонии.
Нематоды ползают по чашке, прорезают колонии, едят бактерий, а за ними остается след из отдельных «семян», которые прорастают новыми колониями.
Ученые выяснили, насколько рассеивание бактерий по всей чашке влияет на численность нематод и бактерий. Для этого они создали мутантную линию червей, с нелипкой кожей, к которой бактерии не пристают. Как оказалось, в чашках с нелипкими червями медленнее росла численность как кишечной палочки, так и самих нематод. В чашках же с обычными червями колонии бактерий быстро дробятся, дают начало новым колониям, благодаря чему и черви плодятся активнее.
По словам ученых, нематоды разводят бактерий ненамеренно. Тем не менее человек тоже занялся сельским хозяйством случайно. Как говорят ученые, древние люди собирали семена диких растений и относили их к своему жилью, ненароком соря зернами. Таким образом они распространяли растения, которые ели, рассевая их все ближе к своим поселениям.
Исследование описано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Иллюстрация к статье:
Обсуждение