
Фрагменты космического мусора — обломки ракет, спутников, разгонных блоков — ранее неоднократно падали на фермерские поля и даже жилые дома. Теперь, по мере массового развёртывания спутниковых группировок и в первую очередь Starlink, ситуация стала хуже. Угроза нависла над пассажирами авиалайнеров.
В журнале Scientific Reports опубликовано исследование, которое показывает, что с каждым годом увеличиваются риски для гражданской авиации. Вероятность столкновения самолётов с фрагментами космического мусора становится всё больше.
Вероятность низкая, но последствия катастрофические
Исследование провели учёные из Университета Британской Колумбии (Канада). Они проанализировали имеющуюся в общем доступе статистику об авиаперелётах и случаях неконтролируемого входа остатков ракетно-космической техники в атмосферу. Чтобы оценить опасность, эксперты смоделировали распределение самолётов в небе и сопоставили его с данными о падении ракетных ступеней.
Оказалось, что вероятность падения космического мусора в районе крупных аэропортов составляет 0,8% на протяжении года. Эта величина значительно возрастает, если расширить зону вокруг аэропорта и взять регион, где воздушное пространство загружено авиаперевозками. Там шанс падения обломков ракет или спутников достигает 26%. А это уже прилично! В качестве примера таких регионов авторы статьи приводят северо-восток США, север Европы или мегаполисы Юго-Восточной Азии.
«Неконтролируемые повторные входы космических объектов в атмосферу создают риск столкновения с самолётами в ходе выполнения рейсов, — предупреждают они. — Хотя вероятность удара низкая, последствия могут быть катастрофическими. Более того, риск растёт из-за увеличения как повторных входов, так и полётов авиалайнеров».
Сходят с орбиты хаотично
По расчётам ученых, даже небольшой фрагмент весом в 1 грамм может привести к катастрофе, если попадёт в лобовое стекло или двигатель самолёта. Да, пока ни одного случая столкновения воздушного судна с космическим мусором не зарегистрировано, но вероятность этого с каждым годом возрастает.
Почему? Да потому что тех же спутников Starlink на околоземной орбите становится всё больше. За пять лет реализации проекта было произведено около 170 запусков ракет-носителей с этими аппаратами на борту. Группировка уже насчитывает около 6900 действующих спутников, а планируется, что их будет около 30 тыс.
Каждый из этих аппаратов рано или поздно войдёт в атмосферу и сгорит, а его остатки при падении могут представлять опасность для самолетов. Да и помимо Starlink в околоземном пространстве накопилось, по подсчётам исследователей, более 2300 отработавших своё ступеней ракет. Они сходят с орбиты хаотично, создавая риски для авиации.
Сложная дилемма: безопасность или экономика
Ученые предполагают, что власти стран будут всё чаще принимать решения о временном закрытии воздушного пространства во время входа остатков космической техники в атмосферу, и многие уже делают это. Однако такие меры, очевидно, чреваты экономическими убытками.
«Экономические последствия задержек рейсов увеличиваются, если воздушное пространство закрыто. Ситуация ставит национальные власти перед сложной дилеммой: закрывать воздушное пространство или нет, — с неминуемыми последствиями для безопасности либо экономики», — отмечают авторы.
Также они подчеркивают, что человечество обладает технологиями управляемого входа в атмосферу остатков космических миссий. Однако в данный момент её используют только 35% запусков. И если космические агентства и частные компании не будут развивать эти технологии, проблема в ближайшие десятилетия станет чрезвычайно актуальной, что отразится на экономических показателях.
40 килограмм на голову
В недавнем прошлом уже бывали случаи, когда обломки ракет Илона Маска падали в населённых районах. Так, в прошлом году канадский фермер вместе с сыном наткнулся на обугленный кусок металла на своём поле. Вес был приличный — 40 кг. Эксперты, изучившие обломок, предположили, что он, скорее всего, принадлежал кораблю SpaceX Dragon, который в феврале 2024 года возвращал астронавтов с МКС.
В 2022 года похожую находку в загоне для скота обнаружил австралийский фермер. Тогда SpaceX и Австралийское космическое агентство подтвердили, что это был компонент корабля Crew Dragon, доставившего грузы на МКС. Он сгорел при возвращении, как и было запланировано, но, похоже, не до конца.
Конечно, не стоит исключать, что учёные из Университета Британской Колумбии предвзято относятся к Маску — ведь университет канадский, а президента США Дональда Трампа в этой стране в последнее время не жалуют, что неизбежно проецируется и на его сподвижника — и исследование было сделано по политическому заказу. Тем не менее проблемы космического мусора это не отменяет.
О ней начали говорить давно, задолго до того, как в космическую деятельность включился американский миллиардер. Однако очевидно, что его многотысячная спутниковая группировка эту проблему только усугубляет
Иллюстрация к статье:
Обсуждение