Эксперты рассказали, почему из российских аптек исчезли дешевые лекарства

Эксперты рассказали, почему из российских аптек исчезли дешевые лекарства

По данным аналитического обзора DSM Group, за прошлый год лекарственный ассортимент российских аптек сократился с 21,6 тысяч позиций до 19,4 тысяч. При этом сильнее всего сокращение затронуло самый дешевый и, следовательно, самый востребованный сегмент рынка — препаратов, стоящих в пределах ста рублей за упаковку. Их количество уменьшилось с 5,7 тыс. до 4,6 тыс. наименований или 24%. Они очень популярны у населения: в 2023 году каждое третье лекарство в аптеках относилось к категории дешевых.

Тенденция сокращения количества дешевых препаратов довольно давняя — например, в 2020 году ассортимент лекарств стоимостью до 100 рублей, по данным того же обзора, составлял 8,8 тысяч наименований. Поэтому, если считать за три года, то их стало меньше уже почти в два раза.

Директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова рассказывает, что сокращение количества дешевых препаратов происходит постоянно. Например, если в 2022 году в наших аптеках предлагалось более 3 тысяч наименований лекарств по цене до 50 рублей, то в 2022 году таких осталось лишь 2,4 тысячи наименований. «Одна из причин такого сокращения — переход препаратов в другие группы. Например, производитель меняет упаковку или форму выпуска. Или увеличивается логистическое плечо и дорожает доставка — все это отражается на конечной стоимости товара. Еще одна причина — производство дешевого препарата становится нерентабельным. При этом по закону у нас менять цену на препарат, который входит в Перечень жизненно-важных и необходимых (ЖНВЛП), можно не чаще одного раза в год и не более официального уровня инфляции. В то же время происходящее в последние годы удорожание логистики, постоянные скачки курсов валют отразились на себестоимости продукции так, что цена производства выросла в несколько раз. Растут тарифы на ЖКХ, расходы на оплату труда, на субстанции, на логистику и т.д. Кроме этого, мировые экономические процессы также ведут к росту цены на лекарства. Российская фармпромышленность закупает субстанции и интермедиаты за рубежом, да и оборудование на заводах импортное. Все это влияет на себестоимость выпускаемой продукции. Все мы понимаем, что есть законы экономики — и производитель не может работать себе в убыток. Поэтому если не удается компенсировать выпавшую прибыль за счет увеличения цены на другую продукцию (например, на лекрства, которые в перечень ЖНВЛП не входят), их производство просто прекращают. Об этой проблеме производители говорят уже не первый год уже давно. Предлагалось решать ее на государственном уровне, но нужные меры так и не были приняты», — рассказывает Виктория Преснякова.

При этом эксперт отмечает, что за последние годы вкусы как врачебного, так и и пациентского сообщества сильно изменились: например, у людей стала более востребована большая упаковка (в которой больше таблеток) — такую выгоднее и производить, и продавать. Кроме того, люди выбирают более современные лекарства о старыми действующими веществами, путь они стоят и дороже. Самые популярные в аптеках препараты сегодня стоят в диапазоне 150-500 рублей. «Например, еще лет двадцать назад наиболее востребованными препаратами в России были анальгин, цитрамон, активированный уголь, ацетилсалициловая кислота, амлокардин, глицерин плюс борная кислота, веронакрап и другие. Сейчас о таких торговых наименованиях вспоминают очень редко; некоторые из них просто покинули рынок. Эту нишу заняли более эффективные и качественные лекарственные новинки. На рынок приходят и обновленные препараты (например, были таблетки, а теперь капсулы). Надо учитывать и то, что сегодня почти все препараты выпускаются во вторичной упаковке (то есть, не просто блистеры, а блистеры в коробочке), и на них наносится обязательный Дата Матрикс код, что увеличивает их себестоимость».

Впрочем, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов столь массового исхода лекарств из аптек не видит: «Возможно, причина в каких-то особенностях ведения подсчетов, которые демонстрируют такие колоссальные изменения в ассортименте. Если бы это было так, они были бы заметны физически. По нашим данным, в 2023 году в целом на рынке России было выпущено в обращение порядка 4735 торговых марок лекарственных средств (это ровно на 100 больше, чем в 2022-м). Если считать по товарным позициям (SKU — то есть, конкретная торговая марка конкретного производителя в конкретной дозировке), то в 2023 году их поступило в обращение 15043 штук (на 535 позиций больше чем в 2022 г.). Расширение ассортимента в 2023 году происходило исключительно за счёт активности отечественных компаний (и локализованных у нас в стране иностранных), ассортимент чистого импорта сократился за год на 55 SKU, это порядка 40 торговых марок. В общем, на рынке происходят совершенно точечные изменения. Что же касается сокращения дешевого ассортимента, то это старая тенденция — такие препараты никому из участников товаропроводящей цепочки не интересны. Хотя и в этом сегменте есть лекарственные средства с высокой рентабельностью. Например, назальные капли и спреи стоят в производстве копейки, а продаются за десятки рублей, и маржинальность получается бешеная».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>