Историки выяснили происхождение древнеримской камеи с изображением Антонии Младшей

Историки выяснили происхождение древнеримской камеи с изображением Антонии Младшей

Историки изучили одну из девяти камей, включенных в крест-реликварий, принадлежавший императору Священной Римской империи Карлу IV Люксембургскому, и выяснили, что на ней изображена Антония Младшая и более поздние христианские символы, связывающие ее со Святой Екатериной. Этот артефакт использовался в качестве символа, который связывал древнюю империю со средневековой, а также языческий и христианский миры. Статья опубликована в Journal of the British Archaeological Association.

Исторические источники сохранили большое количество упоминаний о регалиях, которые использовались императорами Священной Римской империи при коронациях и различных церемониях. Первоначально они включали в себя имперскую корону, священное копье, имперский крест (крест-реликварий), а также скипетр и державу. Позже к ним добавились коронационный меч и два десятка других предметов.

Схожий набор церемониальных предметов полагался и королям. Так, при коронациях монархов Богемии наряду с короной Святого Вацлава, королевским скипетром, державой и мечом использовался золотой крест-реликварий, который в настоящее время хранится в сокровищнице собора Святого Вита в Праге. Крест был изготовлен по приказу Карла IV Люксембургского в середине XIV века для повышения престижа Чешского королевства. Он был создан из золота и украшен по краям сапфирами. Лицевая сторона покрыта горным хрусталем, через который можно увидеть реликвии распятия Иисуса Христа, на оборотной же стороне находятся рельефные камеи.

Мартин Хениг (Martin Henig) и Ингрид Чулисова (Ingrid Ciulisova) из Оксфордского университета исследовали малоизученную древнеримскую камею с изображением Антонии Младшей (36 год до нашей эры — 37 год нашей эры) — дочери Марка Антония, матери Германарика и императора Клавдия. Этот артефакт находился в коллекции императора Священной Римской империи Карла IV Люксембургского (1316–1378).

Одним из предметов, который традиционно ассоциируется с Карлом IV, выступает украшенный драгоценными камнями крест-реликварий, который сегодня называют «Коронационный крест Богемии». На реверсе этого артефакта находятся девять камей, три из которых являются византийскими, четыре относятся к западному Средневековью, а также две — древнеримские.

Одна из римских камей (37 миллиметров в высоту), которую относят к I веку нашей эры, демонстрирует бюст женщины в профиль. На ее голове находится диадема, на шее висит ожерелье, с которого свисает булла. На правом ухе расположена серьга. Схожая камея находится в Археологическом музее Флоренции и, как считают ученые, изображает Антонию Младшую в образе богини Юноны. Диадема указывает на божественный или квазибожественный статус того, кто ее носит.

Однако оставалось не ясным, почему эта камея оказалась на кресте-реликварии. Историки выяснили, что Карл IV, будучи образованным человеком, был знаком с Франческо Петраркой. В письме этого знаменитого поэта и ученого его близкому другу из числа римских аристократов содержатся сведения, что именно он подарил Карлу IV коллекцию древних золотых и серебряных монет с изображениями императоров, а также очерки их жизни.

Решение Карла повторно использовать камею Антонии на кресте-реликварии, по мнению историков, предполагает, что она могла восприниматься не только как богиня из прошлого, но и как более поздняя римская императрица Елена (около 248–330 годов нашей эры), которая была христианкой и матерью первого христианского императора Константина. Отождествление Антонии с Еленой, возможно, указывает на связь между языческой и христианской Римской империей, в то же время Карл создавал свой образ языческого и христианского правителя Священной Римской империи, а его самого в похоронной речи сравнивали с Константином.

Исследователи отметили, что в какой-то момент своей истории камея Антонии была дополнена нимбом вокруг головы, а также надписями в виде монограмм на обеих сторонах. Палеографический анализ показал, что это отсылка к Святой Екатерине, которая была сделана в XIV веке. Ученые полагают, что, возможно, сам Карл выбрал эту святую, так как был ей особенно предан, как одной из самых популярных раннехристианских девственных мучениц в Средневековье, о чем сообщается в его автобиографии.

Крест-реликварий предположительно был создан вскоре после императорской коронации Карла в 1355 году. Он любил драгоценности и собрал немалую коллекцию. По мнению исследователей, Карл использовал древние драгоценные артефакты, в том числе камею Антонии, чтобы быть похожим на предшественников, создавая связь с Римской империей. Это подчеркивало преемственность с древним имперским прошлым, а также ассоциировались с местом, где жил и умер Христос.

От редактора
В первоначальной версии статьи содержалась информация, что камея была подарена императору Петраркой. Однако он достоверно передал Карлу IV золотые и серебряные монеты, а также очерки об истории жизни императоров. Приносим извинения нашим читателям.

Ранее на N + 1 рассказывали о других находках древнеримских артефактов. Так, испанские археологи нашли во время раскопок на острове Менорка большую коллекцию предметов, принадлежавших римским военным, а в Лестере обнаружили рукоять ключа из медного сплава, изображающую сцену damnatio ad bestias, то есть вид смертной казни, когда людей бросали на растерзание животным.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>