«Теорию разума» разделили на две части

«Теорию разума» разделили на две части

Маленькие дети не всегда могут понять чужие мысли, потому что участки мозга, которые для этого необходимы, ещё не работают у них в полную силу.

«Теорией разума» («Theory of Mind») называют умение понимать чужое психическое состояние, умение отдавать себе отчёт в том, что другой человек может не знать что-то, что знаем мы, и наоборот, что у его эмоций есть свои причины, а у поступков – свои мотивы, и т. д. Вообще умение понимать чужое психическое состояние кажется естественным, но появляется оно у нас не с рождения. Например, если маленькие дети смотрят какую-нибудь сценку, в которой некий персонаж, например, оставляет конфету на столе и уходит из комнаты, а вернувшись, не может ее найти, потому что приходила мама и убрала конфету в ящик – так вот, по поводу происходящего маленькие дети впадают в недоумение.

Умение понимать мысли кого-то другого приходит не сразу, даже если этот другой – всего лишь кот. (Фото: IuliiaVerstaBO / Depositphotos) Открыть в полном размере
Они не понимают, почему тот, кто вернулся, ищет конфету не там, куда её перепрятали, а ищет её на старом месте. Им кажется, что если они видели, как мама прячет конфету, то и все вокруг должны про это знать, и герой сценки в том числе; их не смущает, что персонаж отсутствовал и просто не видел, что происходило в комнате. И лишь с четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать, что их опыт и чужой опыт могут отличаться.

Очевидно, между тремя годами и четырьмя в мозге происходит что-то, что и даёт человеку способность понимать чужой разум. В 2017 году исследователи из Института человеческого мозга и сознания Общества Макса Планка опубликовали статью, в которой говорилось, что «теория разума» возникает благодаря дугообразным волокнам мозга, которые развиваются как раз между тремя и четырьмя годами.

Однако дальнейшие эксперименты показали, что тут всё сложнее, и в новой статье в PNAS те же авторы говорят, что умение понимать чужой ум опирается на две нейронные системы, которые проявляют себя по-разному. Новые опыты ставили с 3–4-летними детьми, которым показывали анимацию с котом, мышью и двумя коробками: котик видел, как мышь пряталась в одну из двух коробок, но потом котик уходил, и в это время мышь перебегала в другую коробку. Потом кот возвращался, и тут возникал вопрос: какую из двух коробок он должен проверить? Поскольку кот не видел, что мышь сменила убежище, и мы видели, что он не видел, то мы должны предположить, что кот сунется в первую коробку – ведь он считает, что мышь по-прежнему там.

Дети смотрели видео со специальным устройством, которое позволяло отслеживать направление взгляда. И трёх-, и четырёхлетние дети ожидали, что кот полезет в первую коробку – об этом говорил их взгляд, связывавший кота с коробкой номер один. То есть все дети как будто отдавали себе отчёт, что в голове у кота. Но если у детей напрямую спрашивали, где кот будет искать мышь, то только четырёхлетние отвечали правильно – что в первой коробке. Трёхлетние, хотя и смотрели на первую коробку, говорили, что кот пойдёт искать во вторую, куда мышь перебежала.

Из чего исследователи сделали вывод, что «теория разума» существует в двух частях, скрытой и явной. И эти две части созревают в мозге с разной скоростью. Скрытая, невербализуемая «теория разума» опирается на так называемую надкраевую извилину в теменной доле коры полушарий. Надкраевая извилина помогает в невербальной форме угадывать, что произойдёт, и помогает определить чужую точку зрения с учётом эмоций и зрительной информации.

Два других участка, предклинье и височно-теменной узел (который интегрирует массу сведений как извне, так и изнутри нас самих, и играет большую роль в самосознании), помогают понять, что думает другой индивидуум – именно думает, а не просто видит, чувствует или действует. То есть зоны явной «теории разума» дают возможность нам осознать, как разные данные в чужом мозге собираются вместе, и заодно помогают выразить это понимание словами.
И как раз предклинье с височно-теменным узлом развиваются медленнее, чем надкраевая извилина, начиная полностью выполнять свои функции только в 4 года. Поэтому у трёхлетних детей имеет место вот такое противоречие: они могут угадать чужое действие, но ещё не полностью понимают, о чём думают другие.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>