Ученые из Новосибирска объяснили культ насекомых в Древнем Китае

Ученые из Новосибирска объяснили культ насекомых в Древнем Китае

Археологические данные свидетельствуют о наличии у населения в Северо-Восточной Азии в эпоху неолита культа личинок насекомых. Амулеты, форма которых восходит к изображениям насекомых, использовались в погребальных обрядах и отождествлялись с душой и ее перерождением.

К данному научному открытию пришел исследователь из НГУ (Новосибирский государственный университет) Сергей Алкин, сообщает пресс-служба университета.

Артефакты С-образной формы широко известны в археологии Восточной Азии под обобщенным японским названием магатама. Предполагается, что их прототипом являются стилизованные скульптурные изображения насекомых в личиночной стадии. Наиболее ранние из подобных предметов демонстрируют детальное изображение личинок конкретных видов с тщательной проработкой характерных особенностей внешнего облика насекомых. Большинство ранних изображений относятся к неолитической культуре хуншань, существовавшей на территории Северо-Восточного Китая с V по середину III тысячелетия до нашей эры.

Такие нефритовые скульптурки С-образной формы использовались в составе сопроводительного погребального инвентаря. Среди них есть изображения представителей семейств пластинчатоусых жуков скарабеидов, пилильщиков, жужелиц и других.

По мнению исследователя, в первобытных культурах эпохи неолита насекомые и их личинки отождествились с душой животного или человека. Такие сюжеты встречались в различных азиатских мифологиях и фиксируются и у других народов: тунгусо-маньчжур, палеоазиатов, алтайцев, сибирских угров и самодийцев.

Возможно, появление культа насекомых имело и другие причины, связанные с системой жизнеобеспечения древних обществ. Благодаря своей высокой питательной ценности, насекомые, и особенно их личинки, были и остаются в Азии естественным резервом широкого спектра питательных веществ.

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>