Удовольствие от взаимопонимания

Удовольствие от взаимопонимания

Больше всего нас привлекают к себе те люди, чьи эмоции нам понятны.

Нас тянет к привлекательным людям, потому что нам с нами приятно, а если нам от чего-то приятно, значит, тут задействована система подкрепления мозга – система нервных центров, благодаря которой мы понимаем, что нужно сделать, чтобы получить удовольствие. Система подкрепления во многом определяет мотивацию поступков: благодаря ей спортсмены выкладываются на соревнованиях – потому что предвкушают награду; благодаря ей человек будет упорно работать, чтобы получить больше денег; благодаря ей же возникают разные зависимости, от склонности поедать сладкую выпечку в неограниченных количествах до тяги к разным вредным веществам.

Однако, если вернуться к удовольствию от других людей, то тут возможны разные варианты: человек может привлекать чисто внешне, а может за счёт какой-то эмоциональной или интеллектуальной «химии». До сих пор экспериментально исследовали нейробиологическую реакцию только на внешнюю привлекательность. Силке Андерс (Silke Anders) из Любекского университета и её коллеги решили выяснить, что происходит в мозге, когда человек чувствует эмоциональное взаимопонимание с другими. Несколько десятков участников эксперимента, мужчин и женщин, посмотрели видео с актрисами, изображающими страх или печаль. От зрителей требовалось, во-первых, определить, что чувствует женщина на видео и насколько они уверены в этой своей оценке. Во-вторых, сразу после просмотра их просили приблизить лицо героини ролика как можно ближе к себе – так можно было понять, в какой степени зритель доверяет той, кого видит. Кроме того, участников эксперимента спрашивали, хотели бы они обсудить с ней свои проблемы, хотели бы они с ней встретиться и не кажется ли им, что они могли бы найти с ней общий язык. В другом случае то же самое видео показывали, одновременно сканируя мозг зрителей с помощью магнитно-резонансного томографа, а позже их ещё и просили изобразить страх и печаль, подобно тому, как это было в только что просмотренном видеоролике.

Отличить страх от грусти в некоторых сценках и для некоторых людей было непросто, и в таких случаях человек не мог сказать с полной уверенностью, что точно понял продемонстрированные эмоции. В статье в PNAS авторы пишут, что доверие к актрисам изменялось в зависимости от того, насколько зритель был уверен в их переживаниях: чем точнее человек понимал чужой страх или грусть, тем ближе он был готов рассматривать женщину в кадре и тем больше был готов пообщаться с ней в реальности. Одновременно в мозге повышалась активность полосатого тела и средней орбитофронтальной коры, входящих в вышеупомянутую систему подкрепления. Причём нейробиологическая реакция отличалась специфичностью, то есть это не было общим откликом на переживания. Наконец, что важно, активность системы подкрепления точно так же усиливалась, когда человек пытался изобразить те же эмоции, которые он только что видел в ролике.

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>