Наблюдения обнаруживают ионизованное гало планетарной туманности IC 5148

Используя телескоп Европейской южной обсерватории под названием Very Large Telescope (VLT), астрономы провели наблюдения планетарной туманности IC 5148. В этом новом исследовании открыто наличие у туманности IC 5148 ионизованного гало и вычислены фундаментальные параметры ее центральной звезды.

Планетарные туманности представляют собой расширяющиеся оболочки из газа и пыли, которые были сброшены звездой в процессе ее эволюции из звезды главной последовательности в красного гиганта или белого карлика. Эти астрономические объекты являются довольно редкими, однако представляют большой интерес для астрономов, изучающих химическую эволюцию звезд и галактик. Хотя круговая планетарная туманность IC 5148 была открыта в 1894 г., она до сих пор не была подробно изучена. Эта туманность находится в направлении созвездия Журавль, на расстоянии примерно 3000 световых лет от Земли. Скорость расширения в 50 километров в секунду делает ее одной из наиболее быстро расширяющихся планетарных туманностей, известных науке.

Для выявления новых свойств планетарной туманности IC 5148 группа астрономов во главе с Даниэлой Барриа (Daniela Barría) из Северного католического университета, Чили, провела спектроскопические наблюдения этой туманности при помощи спектрографов FORS2 и X-SHOOTER обсерватории VLT. Эти наблюдения продемонстрировали рассеянное излучение, идущее со стороны окрестностей планетарной туманности IC 5148, и позволили собрать важные данные о центральной звезде этой планетарной туманности. В частности, исследователи нашли, что гало источника IC 5148 демонстрирует ряд необычных структур. Эти структуры представлены горячим, ионизованным материалом.

«Объект IC 5148 демонстрирует структуру идеальной ударной волны на внешнем крае основной туманности, как и предсказывалось гидродинамическими моделями (например, Perinotto и др., 2004).», отмечают авторы.

Более того, команда получила информацию о ключевых параметрах центральной звезды планетарной туманности IC 5148. Они нашли, что возраст этой звезды составляет примерно 8500 лет, ее средняя температура эквивалентна приблизительно 11500 Кельвинам, а металличность оценивается в 0,02 dex. Согласно расчетам исследователей, начальная масса звезды составляла 1,5 массы Солнца.