Фукусима: надежда и отчаяние

Фукусима: надежда и отчаяние

21 января состоялась пресс-конференция, посвящённая открытию выставки японского фотографа Сигэру Ёсида «Фукусима: надежда и отчаяние», которая пройдёт с 22 января по 30 мая 2021 года в Государственном дарвиновском музее.

Выставка включает включает в себя 48 снимков и 2 видео из проектов – «Граница для молитвы» (с 2012) и «Морская стена» (с 2019). На пресс-конференции присутствовали: автор выставки Сигэру Ёсида, куратор выставки Андрей Мартынов, модератор встречи Елена Баранова (Государственный Дарвиновский музей), корреспонденты и другие участники. Последовательный перевод осуществляла Наталия Пушкова (Japan Foundation).

11 марта 2011 года произошло одно из крупнейших землетрясений за историю человечества, что спровоцировало сильнейшее цунами, которое обрушилось на восточное побережье острова Хонсю в районе Фукусимы. Эта катастрофа унесла более 20 тысяч жизней и навсегда изменила жизнь выживших.

Ранее Сигэру Ёсида работал в рекламной фотографии, очень много путешествовал по миру, посетил более 30 стран, один из его ранних проектов – фотографирование древнейших деревьев мира. Во время надвигающегося цунами, он находился на пляже архипелага Окинава по работе. В это время он получил от японской системы оповещения звонок о надвигающейся опасности, несмотря на то, что на Окинаве было относительно безопасно. «После этого по телевизору начали показывать новости одна ужаснее другой о том, что натворило цунами в других регионах. Я смотрел на всё это и не понимал, что лично я могу сделать в этой ситуации. В поисках решения я решил поехать в пострадавшие районы. Я фотограф, в связи с этим я и решил найти применение себя в этой ситуации…», — вспоминает о происшествии Сигэру Ёсида.

Как только это стало возможным, фотограф Сигэру Ёсида отправился в район бедствия. Там он стал свидетелем того, что люди молились в сторону моря, и это настолько его потрясло, что он решил создать проект «Граница для молитвы», чтобы хоть немного помочь жертвам катастрофы, подарить им надежду и справиться со скорбью. Сигэру Ёсида ранее говорил о выставке: «Я не могу восстановить жизнь выживших или пострадавших людей. Но я могу бросить небольшой камень в воду, чтобы от него пошли круги. Мой камень — это проект. Я пытаюсь передать в своих фотографиях скрытую энергию молитвы». С этой целью, Сигэру Ёсида увеличил выдержку фотоаппарата до 1 минуты, как символ произнесённой молитвы людей, обращающихся к морю.

На фотографии изображены синтоистские ворота тории. Такие ворота были установлены вдоль береговой линии острова Хонсю, чтобы почтить погибших.Автор фото: Сигэру Ёсида
На фотографии изображены синтоистские ворота тории. Такие ворота были установлены вдоль береговой линии острова Хонсю, чтобы почтить погибших.

Автор фото: Сигэру Ёсида

«Эта выставка приурочена к 10-летию страшной катастрофы, которая произошла на Фукусиме. Это авторское восприятие, которое требует понимания. С одной стороны – красивая фотография, но за этой красотой скрыт глубокий смысл и переживания людей, связанные с этой катастрофой», — говорит куратор выставки Андрей Мартынов на пресс-конференции. «Сейчас информационное поле очень широкое, каждый день мы получаем совершенно разные новости, и для большинства посетителей этой выставки событие 10-летней давности, возможно, уже забыто, а выставка — хорошее напоминание, насколько уязвим человек перед силами природы», — пояснил Андрей Мартынов.

Автор фотографий выставки предложил участникам конференции посмотреть несколько видео. Вот комментарий об одном из них: «Думаю, вы понимаете, что в месте, где открывается вид на прекрасный морской пейзаж, строят 14-метровую бетонную стену, то это похоже на тюрьму… Те, кто живут за этой стеной, больше не могут видеть море. У неё, конечно, есть плюсы и минусы. Плюс в том, что если снова придёт цунами, жители будут защищены. Минус – они не могу видеть моря, к ним не приезжают туристы и многие рыбаки, которые там живут мне говорили о том, что в связи с этим они не могут вычислить лучшее время выхода на промысел…». Как пояснил Сигэру Ёсида, правительство Японии прилагает усилия, чтобы это место вновь стало привлекательным и безопасным для жизни. Дома строятся на высоких насыпях, возводятся современные спортзалы и другие сооружения, тем не менее, многие люди продолжают уезжать. Именно на Фукусиме находятся и зоны отчуждения, где уровень радиации слишком высок, в связи с чем проход на эти территории запрещён. Это всего 2% территории Фукусимы, по размеру это примерно половина Токио, но территории вблизи неё продолжают вызывать недоверие в качестве использования для выращивания продуктов питания, а значит сельское хозяйство не может процветать, также убытки имеет и рыболовство. До происшествия люди, которые там жили, были счастливы, и одна из целей проектов автора в том, чтобы через фотографию понять, что может вновь сделать их счастливыми.

На вопрос корреспондента «Научной России», может ли, на его взгляд, сооружение как результат усилий науки и техники сравниться с красотой природы фотограф Сигэру Ёсида ответил: «Это очень сложный вопрос. Природа по своей красоте – нечто колоссальное, а защитное сооружение, например дамба, строится для защиты. Ей не обязательно быть красивой. Дамба защищает, хоть и не даёт 100% гарантии. Но на том месте, где стоит дамба, были пляжи, там росли многовековые сосны. Всего этого не стало, поэтому конечно многим людям это не нравится».

Также во время конференции он рассказал довольно интересный факт о том, что человек, даже который столкнулся с утратой из-за цунами, не держит зла на море. Это связано с религией, или скорее, образом жизни японцев, уточнил подробнее в комментарии Сигэру Ёсида:

«В Японии существует синтоизм. Многие называют это религией, но это скорее образ мыслей и образ жизни. В синтоизме нет основной священной книги вроде библии в христианстве, в синтоизме нет основателя, который начал это верование. Японцы считают, что в каждом большом камне, дереве, водопаде, в море живёт некий дух. В представлении японцев, если духу выражать благодарность, то происходит взаимообмен энергиями между молящимся и этим божеством.

Я очень много путешествовал в Тохоку после землетрясения и цунами. Там практически в каждой семье кто-то потерял близких: всю семью, жену, мужа, детей, но ни один из этих людей не винит океан. Это было цунами высотой в 40 метров. Естественно человек после такого стихийного бедствия противопоставить ему ничего не может, но ненавидеть океан за это никто не считает себя вправе. Их жизнь связана с океаном. Если они неблагодарны океану за то, что случилось, то, по крайней мере, они продолжают уважать океан».

А построенную стену между океаном и человеком можно считать символом надежды или отчаяния, в зависимости от точки зрения.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>